Меню

Воспитание или дрессировка?

Психо

Разбираясь в проблемах и проблемных состояниях тех, кто ко мне обратился, я в 70% случаев выходил на истоки в «страшном» детстве. Название страшное детство придумал не я, а известный психолог, психотерапевт, тренер и тд. С.В. Ковалев.

Поначалу логический ум подсказывал и вопрошал, что это мол такое страшное детство. Есть «золотое детство».

Все верно. Настолько был  «страшен» этот период у большинства людей, что сознательно мы его и забыли, вспомнить не можем и вспоминать не хотим. Тем не менее детские годы накладывают свой отпечаток на взрослую жизнь. И не всегда позитивный и жизнеутверждающий. Под маской будничных проблем лежат впечатанные «указания» и принципы воспитания далеко от адекватного.

Тему этой статьи подсказали несколько постов из чата молодых мам. Они уже задумываются о мотивации и «секретах» воспитания. Вот почитал и понял, что вердикт Ковалева - это 100%-ная правда. Как ни прискорбно.

Однако, давайте посмотрим, как молодые мамы заранее портят детей. Почитав их приемы и советы по правильному воспитанию своих чад, коим еще не исполнилось и 7 лет, я с ужасом понял, что такое воспитание больше похоже на дрессировку. И несет в себе «заряд»  больших-больших проблем в будущем этих дошкольников.

Например, в чате был высказан пример, как мотивировали ребенка, когда тот был помладше. Как заставить ребенка беспрекословно мыть руки? Очень просто - пара историй про страшные микробы и монстров и малыш, как миленький моет руки. Знакомо? А потом это переходит у некоторых в навязчивое состояние мыть руки и одевать перчатки даже дома. Вдруг страшные микробы и монстры сожрут. И человек уже взрослый, а моет и моет руки не только перед едой, а уже просто так. Делая жизнь невыносимой и себе и своим близким. А этого взрослого человека вот так стимулировали в детстве на мытье рук. И потом какой-то стресс и нате возьмите - детская травма и страх актуализировались и стали разрушать нормальную жизнь. Уходит не один месяц, чтобы проработать это полученное «наследие» и человек осознал, что монстры и страшные микробы остались в детстве. Я не говорю о том, что ребенка не нужно приучать к гигиене. Но все-таки стоит это делать более разумным способом.

Идем дальше. Женщина озадачена. Раньше трюк с микробами и монстрами срабатывал. А теперь не работает эта уловка. Ребенок взрослеет. Тогда последователи жесткого воспитания советуют полностью авторитарный режим. Моешь руки и точка! Как правило, для родителей это самый легкий и наименее времязатратный способ воздействовать на своих маленьких детей. И что потом, когда приходит взросление? Проблемы возникают более страшные для человеческого существа. Приходит время любить. А воспитанник авторитетом не может полюбить. Ведь абсолютно все действия запускались приказом. Делай то! Делай это! Если вы воспитываете будущего адмирала, у которого все по команде, то этот вариант, наверное, подходит. Но как приказать любить, чувствовать жизнь, осознавать свои желания? Желания были убиты, как и доступ к ним такими приказами. Под этим приказом подразумевалось единственное верное и возможное действие. Психика ребенка не только, как пластилин, но и как промокашка. Быстро все впитывает. И в основном, лишнее и не нужное. Правда - промокашка.

В другом случае заявляется, что можно предложить ребенку сравнить поход в детский сад с работой взрослых. Вот, папа ходит на работу, мама ходит на работу. И ты ходи! Уже неверное сравнение. Как апельсины сравнивать с козлами. За работу папа и мама получают деньги. А вот на детский сад родители наоборот тратят деньги, чтобы ребенок ходил общаться со своими сверстниками, развиваться с воспитателями, быть под присмотром взрослых. И какие проекции тогда ждут во взрослом возрасте? Повзрослевший на таких мотивациях - сможет лихо заниматься разводом (может даже аферами). А что? Говорим одно, выдаем за другое, получаем третье. Ловкость ума и никакого мошенничества. Подмена понятий станет отправной точкой в системе жизненных координат. Ведь ребенок видел, как мама и папа приходят уставшие домой, несут агрессию и рабочие разборки в дом. Часто ждут не дождутся выходных. И ум ребенка попадает в расщепленное состояние – «меня заставляют ходить на работу, но денег не платят, выходные наступают и меня прессингуют своим воспитанием не только в детсаде, но и в субботу-воскресенье. Зачем ходить в детсад, если это работа? Так это детсад или работа?». Работать у нас можно с 18-ти лет. В итоге нам приходится во взрослом обществе контактировать с людьми, которые говорят одно, делают другое, подразумевают третье, а ожидают от вас ни первое, ни второе, ни третье. Не очень приятно, да?

Еще один бич такого не воспитания, а дрессировки – это нахождение в крайностях. Заботясь о ребенке родители спрашивают, что делать если тот лезет пальцами в розетку, выбегает на шоссе, хочет прыгнуть в колодец, броситься с обрыва, перелезает через балкон? Ну вот вам и монстры в виде родителей, которые и себя держат в страхе, и ребенку это прививают. Самое простое для таких родителей, чтобы ребенок ничего не делал. Ничего не сделал - 100% не попал в какую-то неприятную историю. Любая инициатива пресекается (А вдруг будет тот самый страшный и несчастный случай?). Но подумайте, разве не притягивают негативные мысли сам негатив? Классика - родители оберегают дочку от всевозможных «домогательств» со стороны мальчиков. Воспитывают, что всем им нужно одного. И практически готовят из своего чада жертву для насильника. Почитайте виктимологию. Может придет светлая мысль, что между крайними состояниями есть что-то, тоже содержащее жизнь? Ребенок «проскакивает» состояние жизни между крайностями в детские годы и повзрослев, не знает, а что ему нужно, что он хочет, а скорее всего приходит период, когда «я ничего делать не хочу, ни на что нет сил». Знакомо? Год, а то и полтора уйдет на то, чтобы взрослые молодые люди вновь захотели что-то, не боялись что-либо делать.

Продолжать можно очень долго. Хочется предложить модель воспитания ребенка как трудо и времязатратные процессы. Да, стремясь облегчить процесс воспитания, экономя минуты и часы, вы отнимаете годы у ребенка, когда он вырастет. Может надо заняться не дрессировкой, а воспитанием? Надеюсь, что дети, чьи родители прочитали эту статью, будут мне благодарны за свое по-настоящему золотое детство.

 

Телефон 8 (916) 043-41-95
Адрес г. Москва,
ул. Новокузнецкая, д. 4/12
Соцсети